Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

В Древнем Риме поэзия была призвана служить государству.

Во времена Катилины жил в Риме

«"латинский Пушкин" – поэт

Валерий Катулл.

(А.Блок)

      1.Народ, который любил петь и танцевать.

Уличные музыканты в Риме (Мозаика).

Древние римляне с удовольствием танцевали, распивали песни и стихи на сельских праздниках, и государство если не препятствовало этому, то относилось как к занятию недостойному и праздному.

Даже  во втором веке до нашей эры музыканты неоднократно изгонялись из Рима, как призираемые обществом люди.

Как часто бывает, запреты только подогревали интерес к народному творчеству, и уже в первом веке до нашей эры знатные римляне стали заниматься литературным творчеством,  применяя литературные приемы, выработанные призираемыми деревенскими певчими и сказателями.

     

2.«Латинский Пушкин».

Своё развитие лирическая поэзия достигла в творчества выдающегося поэта древнего Рима Валерия Катулл (87 г до н.э. – 54г до н.э.)

В своих стихах он воспевал радость любви и горечь измены любимой женщины:

«Всех предпочтительнее та, - кто мне всего дороже;

Пока она жива, - прекрасна  моя жизнь …»

Внимание властей обратил на себя поэт, когда его стихи стали использовать в политической борьбе:

 «Зачем Вы город погубили наш,

О, зять и тесть, - властители могучие?»

Правящая элита начинает понимать, что для контроля над населением необходимо поставить музыку и поэзию на службу государству. Юлий Цезарь, осознал опасность, которая таит в себе стихи, чернящие правителей, и  через посредников стал предлагать поэту  Катулле свою дружбу, которую тот решительно отвёрг:

«…Я не стремлюсь понравиться тебе.  О, Цезарь!

Я не желаю  знать: ты бел, аль черен!»

Меценат

3.      Меценат  на службе Октавиана Августа.

Император Октавиан Август, приемный сын Юлия Цезаря, уделял особое внимание тому, чтобы поэзия  служила интересам  государства. Он не жалел средств для стимулирования  литературного творчества.

Он назначил специального человека в свой свите Гая Цильния Мецената, который  опекал и материально  поддерживал талантливых поэтов.

 Таких поэты как Вергилий Марон (70-19 гг до н. э.) или Гораций Флакк (65-8 гг до н.э.).  работали по заданию самого Августа. Они создавали эпические поэмы общенационального значения, которые  «цементировали нацию».

По заданию Цезаря была создана Вергилия «Энеида» описывающая странствия Энея.

В творчестве другого поэта кружка Мецената – Горация Фланка латинская поэзия достигла своего высшего, совершенного по своей форме развития. Гораций создал несколько сборников песен, в которых прославлял личность и деятельность Августа:

 Если б небо с треском развалилось,

Он (Август) под  обломками не испугался»…

Октавиан Август в облике Юпитера. Древний Рим. Эрмитаж. (Фото Лимарева В.Н.)

 По просьбе Августа Гораций Фланк написал торжественный гимн в стихах, исполненный огромным хором во время празднования императором «столетних игр».

Так Октавиан Август  один из самых выдающихся правителей древности поставил поэзию на службу государства.

4.      Поэтический бум.

Поэзия призывала  воспитывать в себе воинскую доблесть, прославляла отдавших жизнь за Родину,  воспевала воинскую доблесть,  сознание того, что сладостно и почетно умереть за отечество.

После государственного признания поэзии и музыки, - она стала  средства самовыражения личностей, римское государство охватил настоящий литературный бум.

В те времена практически любой человек чувствительной натуры пробовал писать стихи. Искусством  сочинять стихи владели решительно все.

Не уступали в стремлении писать стихи мужчинам и женщины. В Риме  чуть не ежедневно выходили новые сочинения – и более крупные издавались брошюрами, выпускались поэтические листки. Появилось нечто подобное нашим газетам, в которых кроме стихов рассказывалось о событиях в городе  и вне Рима. Книги, в связи с возросшими потребностями, изготавливали фабричным способом: сразу множество рабов переписчиков  работали под диктовку одного человека.

Римское государство было на вершине своего могущество, и каждый должен был  осознать себя гражданином великого государства, частью великой нации и осознать это помогала поэзия. Поэзия способствовала возвеличиванию Рима, воспитывала римлян патриотами своего государства; в то время, когда пассионарность его жителей стала уменьшаться.

Благодаря поэзии среди римлян распространялись знания об окружающем мире, поэзия подчас способствовала  умственному развитию населения, и позволяла философски осмыслить окружающую действительность, дала толчок к распространению книжной продукции.

Значение поэзии в процессе создания могучей римской  цивилизации было огромно.

 

27 Февраля 2000 г.

  • главная