Super User.
Договор 730 г.
между Китаем и Тибетом.
Китайцы, однако, ошибались, надеясь, что
отстранение Гаров от власти прекратит войну. В 700 г.
тибетцы атакуют Лянчжоу, в 701 г. повторяют это
нападение в союзе с тюрками. На северо-востоке возобновляются военные действия
в районе Сунчжоу-Таочжоу. Но уже в следующем году цэнпо Дуйсон направляет
посольство к танскому двору для переговоров о мире.
Свою «мирную инициативу» он подкрепляет личным походом на Сичжоу,
но как полководец терпит поражение. Тогда он вновь начинает переговоры и просит
у танского двора в жены китайскую принцессу. Переговоры
постоянно перемежаются военными действиями. В 703 г. они вспыхивают в районе г.
Маочжоу. Одновременно против тибетцев начались
восстания в Непале и Гималайской Индии, к восставшим примыкают предки
современных мосо. Дуйсон,
который вновь лично становится во главе войск, отправленных на подавление
восстаний, в 704 г. погибает в сражении против дзанг
(мосо) из района Мьява в
государстве Наньчжао. Смена власти в Тибете совпадает
с таковой и в Китае. Императрица У-хоу скончалась, и
вместо нее к власти приходит император Чжун-цзун. Обе
стороны заинтересованы в прекращении войны. Переговоры 706 г. дают первые
результаты. Был составлен проект «клятвенного союза годов под девизом
царствования Шэнь-лун», по которому разграничивались
два государства — танский Китай и Тибет. В следующем,
707 г. китайская сторона дала согласие на то, чтобы договор был квалифицирован
как хэ цинь — договор о
мире и установлении родственных отношений, и в 710 г. в Тибет была отправлена
принцесса Цзинь-чэн [Сицзан
цзяньши, 1993, с. 38].
Неясно, чьей она стала женой, особенно первоначально. После смерти Дуйсона на трон был посажен его сын Лха
Балпо. Однако вскоре он был лишен власти в пользу Меагцома (Тидэ Цуггэна). Но Лха Балпо не был убит, и полагают, что именно он первоначально
получил в жены принцессу Цзинь-чэн. За Цзинь-чэн в приданое тибетцам были дарованы земли Хэси цзюцюй, района к востоку от
оз. Кукунор и по обеим
берегам верхнего течения р. Хуанхэ [тати же, с. 39]. Куда делся Лха Балпо, неясно, но только с
713 г. принцесса Цзинь-чэн стала женой Тидэ Цуггэна.
Тидэ Цугтэн (официальные
годы правления 704-754), вошедший в историю Тибета под прозвищем Меагцом — Седовласый, был любимцем вдовствующей государыни,
его бабушки Тимало. Именно бабушка организовала его
приход к власти. С самого детства Меагцом был
свидетелем ожесточенной борьбы за власть, которая то
тайно, то явно велась при дворе цэнпо. Сообщается,
что ему было 17 лет, когда принцесса Цзинь-чэн стала
его женой. Танский двор поставил перед принцессой
одну задачу — приостановить нашествия тибетской конницы на Китай. В Лхасе ей
жилось плохо. Она не обнаружила расцвета буддизма в стране, даже статуя Будды,
привезенная ее предшественницей принцессой Вэнъчэн,
все еще стояла замурованной за дверью храма («в период трех поколений статуя
владыки находилась в темнице»), и только по просьбе Цзинь-чэн
статую извлекли из заточения и поместили в храме. Принцесса страдала от
ревности тибетских жен цэнпо. Жизнь ее, таким
образом, была нелегкой, а ее пребывание в Лхасе практически бесполезным для
Китая. Она хотела бежать из Лхасы, но помочь ей в этом было некому.
В 714 г. война Тибета с Китаем разгорелась с новой силой. Она возобновилась
большим рейдом тибетских армий на Линътао-Ланьчжоу с
выходом на р. Вэй. В 716-717 гг. тибетцы атакуют границы
Тан на территориях нынешних провинций Сычуанъ и Ганъ-су. В это время на западе они действуют заодно с
арабами. Они помогают арабскому полководцу Кутейбу
ибн Муслиму захватить Фергану. Правитель Ферганы Башак бежал ко двору Тан. Гибель Кутейбы
и рейд китайских войск на Фергану, возможно, вернули Башаку
на время власть над Ферганой. Американский исследователь Ч. Беквит
пишет: «Значение того, что случилось в 715 г., не было понято в то время. С
точки зрения китайцев династии Тан, арабы были ещё очень далеким и поэтому
сравнительно незначительным народом. Арабы, кажется, понимали, что они достигли
границ империи Тан, но в тех обстоятельствах они не отдавали себе отчет в том,
что это значит. К сожалению, фрагментарность источников не позволяет нам даже
приблизительно догадываться о том, как тибетцы смотрели на эти события. Но невзирая на неспособность этих стран понять их значение,
события 715 г. ясно показали, что был достигнут верстовой столб евразийской
истории. Арабы с запада, китайцы с востока и тибетцы с юга — эти три великих
экспансионистских государства ранней средневековой Азии сошлись в одной точке».
В 724-727 гг. война разгорелась с новой силой, несмотря на попытки цэнпо Меагцома в 716, 718 и 719
гг. заключить с Китаем мир. Сохранилось письмо Меагцома
к танскому императору Сюань-цзуну,
в котором тибетский цэнпо, в частности, обещал
прекратить совместные действия с тюрками против Тан. В
связи с этим Ч. Беквит пишет, что на этот раз
возобновление военных действий было начато китайцами, а не тибетцами.
Интересно, что одновременно тибетцы проявляют интерес к исламу. Они просят
арабов прислать к ним проповедника, который объяснил бы им, что такое ислам [Весkwith, 1993, р. 88]. (Кстати
сказать, в период этих контактов с арабами от тибетцев в мусульманский мир
попал мускус.)
В 726 г. тибетцы нападают на Ганьчжоу. Отходящие
оттуда тибетские войска в районе оз. Кукунор внезапно
атакуют китайские отряды генерала Ван Цзюнь-чу, и
тибетцы терпят поражение. Стоял февраль 727 г., были сильные морозы, и много
тибетцев, особенно раненых и больных, замерзли. Ван сжег траву, и тибетские
кони падали от бескормицы. В отместку в сентябре 727 г. тибетцы снова атаковали
Ганьчжоу и взяли в плен отца Ван Цзюнь-чу
— Ван Шоу, а сам Ван Цзюнь-чу в ноябре попал в
засаду, устроенную в районе Ганьчжоу уйгурами, и
погиб. Осенью следующего, 728 г. произошли новые столкновения — тибетцы снова
напали на Ганьчжоу, а китайцы опять подкараулили их у
Кукунора и разбили. Тибетцы пытались склонить на свою
сторону тюркского Бильге-кагана, но тот на союз с
тибетцами не согласился, более того, известил китайский двор о тибетских
происках. Это привело к тому, что тюркско-ти-бетской
солидарности в совместных действиях против Тан был
нанесен серьезный удар. В апреле 729 г. тибетцы терпят еще одно поражение от
китайцев, но затем берут реванш, нанеся серьезный урон китайским войскам.
Прошедшие сражения привели к той ситуации, которая была определена китайским
сановником Чжан Юэ «как
наличие примерного равенства в победах и поражениях» [Малявкин, 1992, с. 140]
китайцев и тибетцев. Обе стороны обвиняли в развязывании военных действий
«пограничных военачальников» и говорили об извечном стремлении сторон к миру с
одной целью — облегчить страдания народа.
В 730 г. закончилась вторая 60-летняя тибетско-китайская война (670-730). Был
заключен мир, в чем большую роль сыграли принцесса Цзинь-чэн
и тибетский посол, именуемый в китайской передаче Миншиле,
человек, хорошо владевший китайским языком. Известно, что в процессе
переговоров из Китая в Тибет были посланы пять китайских классических книг,
конфуцианское «Пятикнижие» («У цзин»). К великому
сожалению, текст договора 730 г. не сохранился. Он известен только в изложении.
Обе стороны согласились, что границей между государствами
станет горный хребет Чилин (ныне отождествляется с
горами Жиюешань в уезде Хуанъюань
совр. пров. Цинхай [Цзанцзу цзяныпи, 1985, с. 40]), по-монгольски Улан-Дабан,
и хребет Ганьсунлин (в пределах совр.
уезда Сунпань, пров. Сычуань). В горах Чилин (Красные
горы) надлежало устраивать рынки, а вдоль хребта должны были быть поставлены
стелы с памятными надписями о заключении мирного договора. Стороны обязывались
не нападать друг на друга, произошел обмен дарами.
Внимательно изучив все китайские источники о заключении мира 730 г., А.Г.
Малявкин высказал предположение, что демаркация границы по хребту Чилин и другим не состоялась. В октябре 734 г. один из
местных китайских военачальников, Ли Цюань, был
«послан в район хребта Чилин, чтобы с тибетцами
произвести разграничение и установить стелы». Как писал А.Г. Малявкин, «скорее
всего, данное мероприятие, предусмотренное соглашением 730 г. и застрявшее на
несколько лет на стадии» уточнения и согласования деталей, «не было доведено до
конца» [Малявкин, 1992, с. 148]. «Эти две нации остались разделенными и
равными, даже в глазах китайцев» — так резюмирует исход мирных переговоров 730
г. Ч. Беквит [Весkwith,
1993, с. 106]. 60-летняя война закончилась в 730 г., чтобы через семь лет
разразиться вновь, положив начало третьей тибетско-китайской войне, которая
продолжалась сорок шесть лет.
главная