Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

 

 

Кризис искусства в Древней Греции на рубеже 5-4 века до н.э.

 

Игра сатира. Греческая ваза. 5 в. до н.э. Тунис. Музей Бардо. (Фото Лимарева В.Н.

Театральное представление в Древней Греции было не развлечением, а священнодействием, в котором должен были участвовать  каждый гражданин.  Афинским гражданам, начиная со времен Перикла (начало второй половина 5 века до н.э.), выдавались из казны специальные театральные деньги на посещение театра, театр был школой, где в пьесах разбирались самые насущные вопросы морали, политики и идеологии.

Театральные представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд.  Каждый раз ставились три трагедии и две комедии, так что греки смотрели представление с утра до вечера.

Греческая демократия подарила миру большое число выдающихся писателей и драматургов.

Это  Эсхил (525-456 г до н.э.),  Софокл (ок. 496 -406 г до н.э.)  Еврипид (ок 480-406 г до н.э., Аристофан (ок. 450-384 г до н.э.)

Первым в этом ряду исследователи выделяют Эсхила, написавший 70 трагедий и 20 сатирических драм.

Литературные критики пишут, что именно Эсхил, придал греческой трагедии великолепие и монументально-патестический стиль.

Эсхилу приписывают введение роскошных костюмов для актеров, масок и разнообразной сценической обстановки. Такие места в трагедии, как появление теней умерших, низвержение целых скал в подземный мир, прибытие богов по воздуху. Эсхил широко вводил в свои трагедии танцы и сам сочинял для них различные фигуры.

Первой из известных трагедий Эсхила является  «Умоляющий». Основная идей трагедии «Умаляющий»   это пропаганда идеи брака на основе свободного выбора.

В трагедии «Семеро против Фив»  - Эсхил  рассматривает великую историческую катастрофу для греческих полисов,  при наступлении демократии гибнет общинно-родовой строй.

Во многих произведениях Эсхила  рассказывает о судьбе своего народа,  при этом, не оставаясь равнодушным ко всем периодам его истории, ко всем его деяниям.

Другим великим греческий драматургом был Софокл, который был не только драматургом, но и государственным деятелем. Он занимал изначально должность казначея государственной  кассы, затем стратега.

В своих трагедиях Софокл (написал 120 трагедий) ставит насущные для его времени проблемы: отношение к религии, сопоставляя божественные, неписаные законы и законы писанные. Поднимал вопрос: о  свободе воли  человека и воли богов. Рассматривал  проблему, когда сталкиваются   интересы личности, государства.  Поднимал проблемы чести и благородства.

Творческий путь Еврипида (написал 90 трагедий) начался в условиях расцвета афинского плиса, но большая часть его деятельности протекает уже в годы упадка этой рабовладельческой республики

Еврипид  чрезвычайно радикален  в своих взглядах, сближаясь с софистами относительно критики традиционной мифологии.

Еврипид был патриотом своего родного полиса и подчеркивал превосходство демократических Афин над аристократической  Спартой. Еврипид изображал свой народ защитником слабых, небольших государств.

Аристофан (написал 120 трагедий) жил на рубеже 5-4 веков до н.э. когда шло разрушение греческой демократии. Когда  начался кризис старой религии, возникло иное отношение к богам, в них вливалось новое содержание. Этот кризис нашел отражение в литературе, искусстве того времени.

Аристофан в  своих ранних произведениях прославляет веселую беззаботную мирную жизнь.

В конце 5 века до н.э. его работы это общественно-сатирические комедия  содержащие сатиру на поэтов и  театр, в связи с разочарованием  в  их политической предвзятости.  Последние его работы это комедия нравов, культивирование утопических идеалов, сатира на наивно-утопические теории праздной и сытой жизни, когда все блага даются сами собой.

На рубеже 5-4 века гибнет классическая греческая драматургия с её насущными вопросами морали, политики и идеологии и на её место приходит комедия нравов и интриг. Причиной гибели был культурно-социальный переворот, который привел к гибели, как аристократию, так и демократии, которая превратилась демагогическую тиранию или точней в плутократию (власть богатых людей).

Искусство стало выполнять заказы богатых людей. Скульпторы на заказ выгоняли статуи и портреты. Ещё в 5 веке портретному сходству греки не придавали большого значения, но с развитием индивидуализма  стали появляться скульптуры, отражающие индивидуальные черты своих заказчиков.

Впервые в греческой истории скульптор Пракситель изобразил  богиню Афродиту обнаженной – это была ломка традиционных религиозных воззрений.


Реферат:

Основной источник.

«Античная литература» , учебник для студентов под редакцией проф. А.А. Тихо-Годи. Москва Просвещение. 1986 г.

«История древнего мира», учебник для студентов под редакцией проф. А.А. А.Г Бокшанина. Москва Просвещение. 1982 г.

  • главная