Архитектура империи Хань.
Во время правления в Китае династии Хань (3 в. до н.э.-
3 в. н.э. ), сменившей династию Цинь.
Китай представлял собой мощную империю,
в состав которой были включены ранее независимые многочисленные племена и
государства. Это было обширное государство простиравшиеся от Кореи до Вьетнам.
Империя установила торговые отношения с рядом других стран, в
том числе со Средней Азией, Сирией, Ираном, Римской империей.
Период Хань — время блестящего расцвета культуры
Древнего Китая. В это время получает особенное развитие монументальное
искусство — скульптура и живопись. В ханьском
искусстве ясно видна уже повсеместная тенденция к единству стиля, связанная с
объединением государства и установлением в Китае широкого культурного общения.
Эту тенденцию можно проследить и в
архитектуре.
Циньские и ханьские города достигали больших размеров и
отличались установившимися принципами планировки. Раскинувшиеся на большом
пространстве, они обносились крепостными стенами с башнями и многочисленными
воротами и внутри делились на несколько частей.
В центре города находилась запретная часть с императорским дворцом. Город
являлся средоточием ремесла, культуры и торговли. Дворцовые сооружения, башни и
дома знати выделялись среди остальных построек своими размерами и роскошной
отделкой. Во время династии Цинь в столице
государства — Сяньяне — число дворцов достигало 300.
Зданий, относящихся к этому времени, не сохранилось до наших дней, так как
основным строительным материалом служило дерево. Однако представление о них
дают описания в литературных источниках.
Строительные принципы китайской архитектуры, восходящие к очень древним
временам, изложены уже в «Щицзине».На
подготовленной и утрамбованной площадке закладывался земляной фундамент (род
стилобата), облицованный камнем или мрамором. На этом фундаменте возводился
основной каркас здания, состоявший из деревянных столбов, связанных поперечными
перекладинами. На каркас опиралась широкая и высокая крыша, которая была самой
большой и тяжелой частью здания. По образному представлению древних китайцев,
она должна была производить впечатление развернутых крыльев летящего фазана.
Тяжелая массивная кровля, столь обычная в памятниках китайского зодчества,
предопределила особенности одного из основных конструктивных и декоративных
элементов китайских построек — так называемого доу-гун.
Архитектурный стиль доу-гун.
Доу-гун представляет собой
своеобразную систему многоярусных деревянных кронштейнов, которая, увенчивая
опорный столб в месте его соединения с горизонтальной балкой, принимает на себя
тяжесть этой балки и служит для поддержки большого выноса широких крыш,
равномерно распределяя их тяжесть. Доу-гун состоит из
ряда изогнутых брусьев, наложенных друг на друга и далеко выступающих за
пределы здания. В архитектуре периода Хань доу-гун используется в качестве отдельных декоративно
обработанных архитектурных узлов, расположенных по углам и в центре здания, в
отличие от более поздних периодов, когда он представляет собой ажурный фриз,
проходящий под крышей вдоль всей стены. Выступающие концы балок и доу-гуны в ханьское время уже
богато декорировались. Легкие деревянные стены здания укреплялись на каркасе и
служили как бы ширмами, которые можно было разбирать и заменять в зависимости
от времени года.
Дворцы.
Судя по описаниям в летописях и древних книгах, дворцы циньских
и ханьских правителей строились из различных пород
ценного дерева и имели кровли из цветной черепицы. Внутри дворцов стены
украшались росписями и пропитывались ароматическими веществами, полы
инкрустировались драгоценными камнями. Вокруг дворцов были разбиты сады и парки
с цветниками, сохранявшимися на протяжении всего года.
Дозорные башни.
Помимо дворцов в
городах возводились высокие многоэтажные дозорные башни с несколькими крышами.
Об этих башнях можно в настоящее время получить довольно ясное представление по
сохранившимся глиняным моделям, обнаруженным в погребениях. Одна из подобных
моделей найдена раскопками 1954 года в провинции Хэнань.
Уже масштабы модели, достигающей свыше 1,5 м в высоту, говорят о том, что ханьские постройки подобного рода были значительных
размеров. Четырехугольная башня, легкая и вытянутая кверху, состоит из трех
Этажей с выступающими карнизами и столбами по углам. Столбы были украшены
скульптурными изображениями обнаженных человеческих фигур,напоминающих собой кариатиды. Человеческие фигуры
как декоративный мотив в китайской архитектуре встречаются крайне редко. Здесь
эти фигуры выполнены очень условно и обобщенно, тогда как вся обработка модели
свидетельствует о зрелом архитектурном мастерстве. Здание башни увенчано крышей
с выпуклыми орнаментальными полосами, имитирующими цветную цилиндрическую
черепицу. По верху крыши проходит высокий конек, украшенный фигурой птицы.
Жилые постройки – усадьбы.
О рядовых жилых постройках можно составить представление также по найденным
в погребениях глиняным моделям, а особенно по сохранившимся изображениям домов
и усадеб, высеченным на каменных плитах, украшавших гробницы. Судя по ним,
облик усадьбы в ханьское время был довольно
однотипным и сохранился без существенных изменений на протяжении
последующих веков. Усадьба состояла из нескольких жилых и служебных построек,
размещенных во дворе, обнесенном стенами с воротами. Двор разделялся на
несколько частей, куда выходили окнами жилые помещения. Ворота, как и здания,
покрывались черепичными кровлями. Строения, составлявшие усадьбу, располагались
симметрично и отличались лаконичностью и простотой архитектуры.
Религиозная традиция предписывала строить
здание в соответствии с благоприятным для человека направлением ветров, уровнем
подземных вод и рельефом местности. В основе своей Эта
традиция опиралась на народный опыт и имела не только символический смысл, но и
определенное практическое значение. По суеверным представлениям, здания должны
были фасадом обращаться на юг, строиться у реки и у подножия гор. Практически
это было связано с защитой строений от ветров и обогреванием солнечными лучами
с юга.
Городские постойки.
Особенно разнообразными и красивыми были городские постройки. Возводились
многоэтажные дома, украшенные по фасаду резными карнизами, колоннами и
пилястрами, имевшими декоративное значение. Недавними раскопками на востоке от
Пекина обнаружена большая превосходно исполненная глиняная модель дома около 2
м в высоту, дающая отчетливое представление о подобных городских сооружениях.
Модель изображает богато декорированное пятиэтажное здание с несколькими
крышами, балконами, многочисленными дверями и окнами. Перед домом расположены
ворота с двумя невысокими прямоугольными башнями, покрытыми черепичными
кровлями. Выше идут широкие крыши и резные балконы, опирающиеся на доу-гуны, облегчающие конструкцию и создающие мягкие
переходы в силуэте здания, Этажи постепенно уменьшаются кверху, и постройка
венчается небольшой крышей, по своим размерам не превышающей крыши привратных башен. Модель расписана яркими красками, что,
по-видимому, соответствовало красочным сочетаниям ханьской
архитектуры.
Крыши домов и башен, покрытые цветной цилиндрической черепицей, являлись
основной декоративной частью. Здания. Приподнятые доу-гуном
высоко над стенами, они как бы парили над ними. Длинные пологие скаты и высокие
изогнутые коньки создавали впечатление легкости, особенно ощутимое в
архитектуре башен.
О декоративном богатстве жилых построек можно составить представление по
сохранившимся керамическим украшениям, завершавшим каждый ряд черепицы на
крыше. Рельефный узор, изображающий либо растения, либо животных, искусно
располагался в окружности
Погребальные сооружения.
Ансамбли ханьских погребальных сооружений достигают
значительных размеров и представляют собой комплексы подземных камер,
облицованных кирпичом или каменными плитами. На поверхности земли погребения
отмечены земляными холмами, небольшими постройками, статуями и пилонами.
В различных районах Китая обнаружено большое количество самых разнообразных
видов гробниц. Некоторые из них высекались прямо в толще гор, некоторые
возводились в специально вырубленном для этого между скалами пространстве.
Подземные помещения с массивными каменными прямоугольными входами и
многочисленными комнатами дают представление о большом размахе строительных
работ ханьского времени. Уходящие кверху, решенные в
форме ступенчатого свода потолки разделялись посередине низко нависшими балками
и поддерживались восьмигранными столбами, стоящими по одному в центре каждой
комнаты.
Различные решения подобных доу-гунов позволяют
судить о большом мастерстве и разнообразии строительных и декоративных приемов.
В одном из погребальных сооружений изогнутые каменные опоры, выточенные в
виде крылатых фантастических зверей, как бы вылезающих до середины туловища из
потолка и вгрызающихся в каменную массу капители.
Впечатление давящей массы камня в ханьских
гробницах облегчалось тем, что стены, колонны и потолки сплошь покрывались
резьбой, а также росписью.
главная