Лимарев В.Н.

Исповедь отрицания.

(Этнические ценности культуры Бодари (Верхний Египет).

Авторский сайт Лимарева В.Н.

  • Религии мира.
  • У Египтян был свой оригинальный путь развития, свое особое виденье мира, которое позволяло достаточно долго существовать устойчивым государственным образованиям.

    Этнические ценности в этот период развития человечества передавались в виде мифов.

     Бог Хор в виде Сокола (бронзовая статуэтка 17 в до н.э.)

    Мифы - духовная сокровищница первобытного племени. Мифы определяли духовные традиции племени, мировосприятие людей. Мифы составляли стержень этнические ценности.

    Одним из древнейших богов почитаемым в Египте был бог Хор. Этнические ценности, суть, складывались в почитании этого божества и тех нравственных принципов, которые несли в себе культовые обряды.

    Хор (Гор) – это сокол, летящий через мировое пространство. Левый глаз Хора - Луна, правый Солнце.

    В этот период очень большое внимание египтяне очень уделяли Небу, Солнцу, Луне и другим светилам и не случайно: египтяне считали, что боги однажды явились людям с неба и научили их выращивать ячмень, пшеницу, виноград…, разводить скот, делать керамическую посуду…и установили порядок общежития.

    В этот период родилось преставление о том, что египтяне после смерти попадают на небо к Богу, где их ждет вечное существование, души египтян после смерти вселялись в звезды.

    Нарушивших порядок, установленный богами, ждало наказание.

    В это время складывалось понятие о том, что за неправильное поведение боги могли покарать людей.

    Египтяне верили, что Око богини Уаджет сохраняло справедливость и закон, и убивала своими лучами всех врагов миропорядка.

    Бог Хор убивает крокодила в присутствии Бога Ра.

    Миропорядок поддерживался верой египтян в следующие моральные постулаты:

    1) Верой в богов, создавших мир.

    2) Верой в загробную жизнь.

    3) Необходимость сохранить данный богами порядок на Земле.

    4) Необходимость обязательно участвовать во всех ритуально-мистических действиях определенных жрецами для египтянина.

    5) Соблюдать ритуальную чистоплотность.

    6) Соблюдением дарованных богами людям нравственных принципов.

    Нравственные принципы сначала передавались в устной форме, затем были записаны на папирусе.

    С детства эти моральные постулаты молодые египтяне обязаны были знать наизусть и неуклонно руководствоваться ими в жизни. Египтянин, который стремится быть чистым перед богами, должен эти заповеди помнить в желаемой для богов форме ответа во время божественного суда.

    “Исповедь отрицания”: (125 глава “Книги мертвых”).

    Я не чинил зла людям

    Я не нанес ущерба скоту

    Я не совершал греха в месте Истины.

    Я не творил дурного.

    Имя мое не коснулось слуха кормчего священной ладьи.

    Я не кощунствовал.

    Я не поднимал руку на слабого.

    Я не делал мерзкого пред богами.

    Я не угнетал раба пред лицом его господина.

    Я не был причиной недуга.

    Я не был причиной слез.

    Я не убивал.

    Я не приказывал убивать.

    Я никому не причинял страданий.

    Я не истощал припасы в храмах.

    Я не портил хлеба богов.

    Я не присваивал себе хлеба умерших.

    Я не совершал прелюбодеяние.

    Я не сквернословил.

    Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от неё.

    Я не прибавлял аруры (мера площади- 0,2 га).

    Я не обманывал и на пол-аруры.

    Я не давил на гирю.

    Я не плутовал с отвесом.

    Я не отнимал молока от уст детей.

    Я не сгонял овец и коз с пастбища их.

    Я не ловил в силки птицу богов.

    Я не ловил рыбу богов в прудах её.

    Я не останавливал воду и не портил её.

    Я не преграждал путь бегущей воде.

    Я не гасил жертвенного огня в час его.

    Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.

    Я не распугивал стада в имениях бога.

    Я не чинил препятствий богу в его выходе.

    Я чист, я чист, я чист, я чист!

    Согласно заветам богов египтяне очень много внимания уделяли чистоте своего тела и жилищ. Трудно судить о том, как обслуживали себя египтяне времени существования культуры Бодари. Но в поздние времена соблюдение чистоты своего тела и одежды стало нормой жизни для египтянина. Они мылись несколько раз в день Утром, до и после трапезы. Применяли всевозможную косметику для гигиены.

    Этнические ценности были дарованы людям богами за 2-3 тысячелетия до того времени, как Моисею написал десять заповедей морального кодекса иудеев на скрижалях.

    Моисей, который был египтянином, естественно знал о “исповеди отрицания” и моральны принципы евреев, безусловно, были им созданы под влиянием моральных принципов египтян.

    В пятом тысячелетии до н.э. люди, которые жили в долине реки Нил, практически ничем ни отличались от племен заселяющих истоки Нила и север Африки.

    В этот период человеческой истории вся долина Нила была поделена между отдельными общинами - номами. Каждый ном имел своих местных богов и соответственно свои этнические ценности.

    Но, в конце пятого тысячелетия во всем мире начались процессы по созданию человеческой цивилизации.

    Этноврыв “Джармо”, который произошел на севере территории, которую занимает современный Ирак, дал толчок к развитию всего Ближнего Востока.

    Культура Бодари формировалось под влиянием культуры Джармо, которая прямо или косвенно дали толчок для развития Египта. Египтяне быстро освоили производство меди, изготовление керамической посуду на гончарном круге. Научились делать каналы для орошения своих полей и на плодородных почвах освоили выращивание ячменя, пшеницы, винограда…Стали разводить скот: козу, барана, осла… Научились египтяне хранить собранный урожай и завели дружбу с кошкой, которая помогла уберечь урожай от грызунов.

    Было открыто производство стекла.

    На базе культуры Бодари сформировалось Верхнеегипетское царство, объединившее номы Верхнего Египта.

    Нижнеегипетское царство объединило номы Нижнего Египта.

    Победив Нижнеегипетское царство, Верхнеегипетское распространило свои моральные принципы на весь Египет.

  • главная

  •