Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Серия книг: «Что Он сказал!?

Книга 2

 

Этнические ценности Ларсы - законы Хаммурапи.

 

 

Часть 4. Что же нового принесли миру законы Хаммурапи.

 

 

 

Хаммурапи.

Историки - исследователи успех Хаммурапи в борьбе с противниками предписывают его личным качествам. Избранник богов был личностью незаурядной, и имел все необходимые качества, чтобы стать во главе государства, но главная составляющая его успеха это идеологическая основа, на которую опирался завоеватель, провозглашенные им  принципы.

 

1.Справедливые законы.

 

«Меня, Хаммурапи, славного, богобоязненного государя, призвали Боги (Анну и Энтиль) для благоденствия людей, для того, чтобы погубить беззаконных и злых.

Чтобы сильные не могли  притеснять слабых.

Чтобы я, как Шамаш (Бог солнца), всходил и озарял страну.

(Законы Хаммурапи. «Вступление к своду законов».)

 

Хаммурапи прямо называет себя миссией, которого призвали боги для борьбы со злом, и косвенно называет себя равным богам, то есть сравнивает себя с Шамашем.

Если он был призван для борьбы со злом, и для наведения порядка на земле, значит зло существовало, и оно в понимании современников было конкретно, и современнику Хаммурапи незачем было разъяснять, что является злом во время его жизни. Злом были прежние порядки, существовавшие в государствах Месопотамии, беззаконие, при котором слабые были беззащитны перед сильными.

Хаммурапи, как пишут историки, был хитрым и изворотливым политиком, и это, по их мнению, позволило ему завоевать практически всё цивилизованное междуречье, но эти черты не были основными составляющими успеха. Главным  для население было то, что он обещал «благоденствие» для подданных, то есть его политическая программа.

Для борьбы с беззаконием нужны были справедливые законы, и равенство в правах всех свободных граждан.

 

2. Против обвинения в магии.

 

Если человек бросит на человека обвинение в чародействе и не докажет этого, то тот, на кого брошено обвинение в чародействе, должен подойти к реке и бросится в нее. Если река овладеет им, то обличивший его может забрать его дом. Если нет, то обвинившего в чародействе следует убить, а бросившийся в реку получает его дом.

(Законы Хаммурапи. Параграф 2)

 

Видимо не случайно Хаммурапи в самом начале своего кодекса уделяет большое внимание защите людей от различных наветов. Ведь любого  непохожего на других человека можно обвинить чародеем, и пользуясь этой удобной формой, расправится с ним. Безусловно, в устаревшей, уходящей в прошлое системе, в которой религиозные деятели и правители творили беззаконие, убирали неугодных режиму людей, обвиняя их в связи со злыми духами. На них возлагали ответственность за неурожай, и другие бедствия, чтобы отвести гнев народа от себя. Часто это были политические оппоненты, разгневавшие богов своим поведением или предсказатели, ученые мыслящие нестандартно. Нужно сказать, люди верили в возможность принести вред соседу или общине, используя магию, и, поэтому вместе с ложными наветами были искренние, но это не меняло дело. Уже сам закон,  довольно жесткий, заставлял обвинителя десять раз подумать, прежде чем кого-либо обвинять; а вдруг бросившийся в воду человек выплывет, тогда, согласно закону, обвинитель  лишался жизни.

 

3. Профессиональный суд.

 

Хаммурапи большое значение предавал  царскому суду. Он понимал, что справедливый суд, в соответствии с законом - основа уважения к власти, стержень управления государством.

При Хаммурапи сформировалось судебное ведомство – царский суд, выполнявший все судебные функции, и почти полностью заменивший собой храмовый суд, суд общины или суд квартала. Судьи объединялись в коллегии, им подчинялись так же и глашатаи, гонцы, составляющие судейский персонал. Очень важно, чтобы судьи несли ответственность за принятое решение,  считал  Хаммурапи. Он указывает в начале кодекса.

«Если судья, будет судить судебное дело, поставит решение, изготовит документ с печатью, а потом своё решение изменит, то этого судью должно изобличить в изменении решения.  Он должен уплатить сумму иска, предъявленного в судебном деле, в двадцатикратном размере, а так же должен быть в собрании поднят со своего судебного кресла, и не должен возвращаться и заседать с судьями на суде».

(Кодекс Хаммурапи. Параграф 5)

Судья должен судить профессионально, и не предвзято, и выносить судебное решение тщательно разобравшись в сути вопроса.

 

4.Частичная отмена долгового рабства.

 

Очень большое значение имело для народов заселяющих Месопотамию, частичная отмена долгового  рабства Хаммурапи. Вероятно, долговое рабство было бичом для народов и государства, так как подрывала экономические основы государства. Богатые люди вынуждали население, окутанное долгами,  разорятся, и продавать себя в рабство. Количество свободных граждан уменьшалось, образовывались крупные землевладельцы, которые не могли эффективно управлять своими владениями, росло недовольство населения, и как результат подрыв государственности.

В кодексе Хаммурапи говорится: «Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро в долговую кабалу свою жену, своего сына или дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года; на  четвертый год должно отпустить их на свободу».

 

5.Отвественость за брак в работе.

 

Кодекс регулировал многие стороны общественной жизни, и определял ответственность за некачественную сделанную работу, повлекшею за собой вред свободному населению.

Если человек наймет корабельщика и корабль и нагрузит его зерном, шерстью, растительным маслом, финиками или другим грузом,  а этот корабельщик будет небрежен и потопит судно или погубит находящееся на нем, то корабельщик должен возместить судно, которое он потопил, и всё, что он погубил на нём.

(Кодекс Хаммурапи. Параграф 237)

Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель должен быть казнён.

(Кодекс Хаммурапи. Параграф 229)

Таким образом, каждый профессионал, будь то ветеринар или цирюльник или врач должны отвечать за свою работу. Врач же выполнивший некачественно операцию мог лишиться кисти руки. Пастух, погубивший стадо, которое он взялся пасти отвечал за каждое животное, и обязан возместить убытки.

 

6. Неприкосновенность личности и коллективная ответственность.

 

Жестко, карались преступления против свободного человека: если кто- либо ударит по щеке лицо, имеющее высшее положение, то его должны наказать плетями публично: несчастный получит 50 ударов. Ударившему свободного человека рабу должны были отрезать ухо.

Законы, регулирующие взаимоотношение между равными - были построены по принципу: око за око, зуб за зуб, перелом за перелом. Это нужно было понимать в буквальном смысле: если человек повредил другому глаз, то следует повредить глаз ему самому.

Кража малолетнего ребенка свободного человека (согласно параграфу 14) каралось смертью.

В кодексе предполагалась и коллективная ответственность за преступление совершенное членом общины, если определится из какой местности грабитель совершивший преступление, то не найдя виновного члены общины должны были согласно 23 параграфу возместить убытки причиненные грабителем.

 

Правитель и писец. (Месопотамия 18 век до н.э.)

7. Ответственность за уклонение от общественных работ.

 

Огромное значение уделяет Хаммурапи вынашиванию  сельскохозяйственных культур. Неуклонно идет расширение посевных земель за счет освоения целинных  земель, что  поощряется государством. Во время царствования Хаммурапи были произведены грандиозные работы по созданию оросительной системы. Проведен  канал, которым гордился сам Хаммурапи, так как его назвали рекой Хаммурапи. О канале говорили, что он является богатством народа, так как приносит изобилие воды Шумеру и Аккаду. Более того, государственным делом считается  строительство и поддерживание в надлежащем порядке ирригационных сооружений: каналов, дамб. К выполнению ирригационных работ, как к государственной повинности привлекается всё население способное к труду, от свободных до рабов, а уклонение от государственной повинности карается вплоть до смертной казни. В дни, отведенные на общественные работы, можно было увидеть на работах и членов царской семьи. Высока была и ответственность и за халатное отношение к отведённому обслуживанию закреплённого за земледельцем участка канала.

«Если человек поленился укрепить плотину своего поля, и, вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдёт прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен: возместить хлеб, который он погубил».

(Законы Хаммурапи. Параграф 53)

 

Богатство страны зависит от производимого им продукта. Земли пригодные к выращиванию сельхозпродуктов должны использоваться по назначению и приносить доход в казну государства.

«Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеб, то его должны изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи»

(Законы Хаммурапи. Параграф 42)

Нет ничего удивительного в том, что главным  городом  в междуречья стал Вавилон. Вавилоняне в соответствии со своими религиозными убеждениями очень много уделяли внимания земледелию, основе благополучия нации, ведь главным богом, покровителем города был бог Мардук, которому изначально приписывали функции земледельческого бога, который всегда заботился о бороздах, его функции так же сохранять в порядке пашню и луг, плотину и каналы.

 

8. Ответственность за скупку краденого.

 

Законы так же предусматриваю ответственность за скупку краденого. Любые сделки между лицами должны происходить при свидетелях и оформляться документально.

«Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро или золото, либо раба, либо вола…, то этот человек – вор, его следует убить».

(Законы Хаммурапи. Параграф 7)

 

9. Ответственность за воспитание детей.

 

Законами так же предусматривалась ответственность родителей за воспитание и обучение детей. Если родители не позаботились об том, чтобы их ребенок получил специальность, то и с детей снималась ответственность за обеспечение родителей в старости.

 

10. Запрет на кровосмешение.

 

Кровосмешение строго каралось согласно параграфов154-158 закона Хаммурапи. В частности виновный в содеянном должен быть изгнан из родных мест.

 

11. Кара за супружескую неверность.

 

Целый ряд параграфов регулируют семейные отношения. При этом мужу отводится роль полноправного хозяина в семье. Он даже имел право продать членов семьи в рабство. После смерти отца старший сын имел право на получение преимущественной доли наследства, жена не имеет право после смерти мужа распоряжаться наследством.

По законам Хаммурапи каралась и супружеская неверность. Жена могла после измены мужа вернуться к своему отцу, изменившую жену следовало, было бросить в воду.

 

12. Божественная сущность Хаммурапи.

 

«Мардук призвал меня, (Хаммурапи) управлять народом и даровать стране благополучие»,  так  повествуют древние тексты, и люди верили в божественную сущность своего царя. Театрализованные действия во время религиозных пазников, в которых участвовал царь, как посланник богов были так же частью этнической ценности древних народов Месопотамии.

 

Примечание:

1)        Законы Хаммурапи – появились в юридически оформленном виде в акматической фазе (зрелость) развития цивилизации  Ларса,  как одна из основных ценностей суперэтноса.

2)         Законы Хаммурапи стали базовыми ценностями для суперэтноса Вавилон, сменившего суперэтнос Ларса.

 

 

18 Января 2002 г.

Верхняя часть стелы, на которой написаны законы Хаммурапи. (Хаммурапи перед богом Шамаш)

  • главная